Отличный вопрос и размышления.

Красивый резной наличник из Томска
Рассказывал сегодня о проекте создания «Путеводителя по русскому наличнику», Евгению Козлову, администратору группы «Русские орнаменты и узоры» Вконтакте.
В ходе обсуждения возник вопрос о наследовании наличниками славянской традиции трёхчастного деления мира на верхний, средний и нижний.

Вопрос Евгения и свой ответ я привожу чуть ниже, а пока вы их не прочитали, хочу спросить вас: как думаете, есть ли в наличниках разделения на эти три мира?

Итак вопрос Евгения:
Иван… что ты скажешь про то, что этот мир делился на верхний (небеса), средний (земля) и нижний (подземный)? В наличниках, да и в целом, в украсах дома это как-то отражается? Имеет ли место распределение символов по уровням (солнце-небеса, растения,животные — земля и что-нибудь в «подземелье»)?

Мой ответ
Евгений, и да и нет :)
Вопрос этот на самом деле не может иметь однозначного ответа, причем сразу по трем причинам.

1. Наличники делались с конца XVIII века и по сей день;
2. Наличники делались на территории от Аляски до Польши;
3. Наличники делали все: от людей без образования до профессиональных архитекторов.

1 — за двести пятьдесят лет произошла промышленная и две политических революции, ликвидация крепостного права, две мировые войны, тридцать седьмой год и еще много мелких встрясок. Всё это время люди продолжали украшать свои дома и использовали наличники как холст. Многие вписывали важные в настоящий момент образы, сохраняя (по наитию ли или наоборот по недоразумению) традиционную форму наличника. Поэтому на многих наличниках действительно сохранилось трехчастное деление мира. Но:

2 — Расцвет домовой резьбы пришелся на конец XIX века, и им затронуты оказались очень многие народы, которые совершенно по разному переняли этот вид народного искусства. К примеру татары, чуваши, якуты, удмурты, мордва, корелы и финны (то есть народы, населяющие 70% территории) имели уже к этому моменту свои сложившиеся традиции и они изображая на наличнике, как на холсте, свой космос, не делили его на эти части. Это деление было свойственно лишь наличникам Верхнего Поволжья и прилегающих территорий. Кроме того:

3 — Делая наличник впервые, неграмотный крестьянин был гораздо больше склонен повторять украшения на окнах соседей (и тем самым сохранять традиции), чем учившиеся в Варшавском или Московском Университете архитекторы. Поэтому например сохранившиеся наличники Тюмени не имеют под собой никаких народных традиций: город застроен профессионально выполненными (с учетом итальянских веяний) деревянными особняками. Та же тенденция проявилась и в работах лучших резчиков Нижегородской области (родины наличников): здесь наличники постепенно стали уникальными самостоятельными предметами искусства почти (или совсем) утратив связь с оберегами, которыми они когда-то были.
Кроме того (вспоминая об архитекторах), не стоит забывать, что и сами резчики одновременно с наличниками занимались и изготовлением деревянных иконостасов. Поэтому несомненно привносили в домовую резьбу и традиционно церковные элементы. И там конечно не было славянского деления на миры.

Однако, несмотря на всё сказанное, скорее всего действительно еще существуют наличники, которые несут в себе указание на верхний, средний и нижний миры. Но не собрав воедино, не понимая все направления развития наличников мы, трактуя старые знаки, с огромной вероятностью попадаем впросак!

Поэтому я и считаю, что нужно запечатлить как можно больше наличников максимально быстро, и потом, спокойно, хоть полвека их анализировать.

PS В качестве заголовка я выбрал наличник из Томска, который, как мне кажется, не имеет никакого деления на миры, да и вообще не следует русским традициям, но от этого не менее прекрасен.

PS2. «Путеводитель по русскому наличнику» преодолел психологический барьер в ПОЛМИЛЛИОНА рублей. Но осталось всего 12 дней, так что поспешите поддержать его выход! http://planeta.ru/campaigns/4804 Не каждый день выпадает шанс войти в историю!

Автор: ivan_hafizov

Основатель виртуального музея резных наличников

  • https://www.facebook.com/profile.php?id=100002100410331 Людмила Рябова

    Делая наличник впервые, неграмотный крестьянин…. боюсь это заблуждение)… Т.к. в Варшавский или Московский т др. Университеты материалы собирались из народа)

    • https://www.facebook.com/ivan.hafizov Ivan Hafizov

      Ну всё равно есть существенная разница между крестьянином, который не выезжал никуда дальше соседного села, и человеком, который возвращался из Москвы, или Варшавы после обучения! Совсем другие опыты, совсем другие глаза у этого человека!

    • https://www.facebook.com/profile.php?id=100002100410331 Людмила Рябова

      Ну, в народном искусстве, все таки САМОбытность ищем, а не перенятый пусть даже и интересный опыт)

    • https://www.facebook.com/ivan.hafizov Ivan Hafizov

      Ну мне кажется самобытность закончилась, веке в 11-м)) Потому что потом люди немало перемещались и перенимали чужие опыты.
      Да и вообще, наличники появились в Нижегородской области, а все остальные их потом переняли. Что ж их теперь не рассматривать, потому что они вторичны?
      Но ведь переняв, мастера пропустили через свое мировосприятие. Также как и этот наличник — он хоть и явно повторяет западную каменную архитектуру, но не напрямую. Узнаваем, но не скопирован)

    • https://www.facebook.com/profile.php?id=100002100410331 Людмила Рябова

      Насчет повторения каменной кладки есть сомнения, т.к. Др.греческие каменные храмы своими основными «деталями») повторяют деревянные строения. Например: колонны (дерев. столбы-опоры), фронтон)) и др. моменты).

    • https://www.facebook.com/nalichniki Nalichniki

      Я тоже думаю, что скорей всё от дерева, чем наоборот. Но барокко или рококо явно привнесены из каменной архитектуры, тут трудно спорить)

    • https://www.facebook.com/profile.php?id=100002100410331 Людмила Рябова

      Совершенно согласна, барокко грех не перенять)

  • https://www.facebook.com/profile.php?id=100000976634979 Юлия Галямина

    Это доэтнический уровень мифологии

  • https://www.facebook.com/profile.php?id=100000976634979 Юлия Галямина

    Nalichniki ну да.

  • https://www.facebook.com/lopatin.alexey Lopatin Alexey

    СВОЯ КОСМОГОНИЯ В НАЛИЧНИКАХ ПРИСУТСТВУЕТ ОДНОЗНАЧНО. ДЛЯ ТОЧНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА КАКИЕ «МИРЫ» РАЗДЕЛЕНА ВСЯ ИХ ПОВЕРХНОСТЬ, НЕОБХОДИМО ПРОАНАЛАЗИРОВАТЬ СОТНИ, А М. Б., И ТЫСЯЧИ ОБРАЗЦОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МЕСТНОСТЕЙ, КРАЕВ, СТРАН. РАБОТА НЕЛЕГКАЯ! БЫЛО БЫ ЧУДЕСНО, ЕСЛИБ КТО-ТО ВЗЯЛСЯ ЗА НЕЕ.

  • https://www.facebook.com/profile.php?id=100000976634979 Юлия Галямина

    Деление мира все же гораздо более архаичное, чем уровень прпславянской общности

    • https://www.facebook.com/nalichniki Nalichniki

      В смысле, Юлия? Не стоит называть разделение на миры «славянским»? Или вы о другом?

    • https://www.facebook.com/profile.php?id=1788187196 гончарова наталья

      архаичное деление на верхний, срединный и нижний было у многих (если не всех) народов, кстати, в кулебяке, которую до сих пор пекут, это тоже выражено, как и во многом другом — почему бы и в наличниках этому не быть? ведь с окнами много связано ритуалов и традиций