Привет, я Иван Хафизов, фотограф.
У меня есть мечта: сделать книгу о замечательной традиции, подобной которой нет нигде в мире. О русских резных наличниках.
В прошлом году, посчитав все расходы на экспедиции по всей стране и стоимость печати книги я пытался собрать здесь, на Планете.ру 8,5 миллионов на реализацию этого глобального проекта. Успехом тот сбор не увенчался, однако невероятная поддержка оказанная сотнями людей и вера в то, что книга о наличниках всем нам нужна, не позволяют просто опустить руки и сдаться.
Поэтому в этот раз, как и прежде, целью проекта является книга, но теперь она будет меньше по всем параметрам: и размером и объемом материала и даже тиражем. Надеюсь, что все эти шаги сделают проект реализуемым!
Здесь можно поддержать проект и следить за ходом сбора средств:
Если вы помните проект создания «Путеводителя по русскому наличнику», то вот для вас основные отличия нового проекта (если вы не слышали о том проекте, то смело пропускайте этот абзац, дальше будет интереснее)
— Территория: вместо всей России — Центральный Федеральный Округ;
— Размер книги: вместо 25×35 и толщины в 380 листов, книга станет размером 22×30 см при толщине в 180 листов (скромнее, но всё ж большая)
— Тираж книги: вместо оптимального по цене, но дорогого тиража в 5000 экземпляров, теперь будет самый небольшой — 1000 экземпляров.
Надеюсь, что все эти шаги помогут сделать проект более реальным!
Ну, а теперь — подробнее о том, почему всё-таки наличники, и что в них такого особенного!
Заинтересовался я ими еще в 2007-м году и с тех пор фотографирую наличники везде, где только бываю.
В 2010-м году коллекция фотографий обзавелась своим сайтом Nalichniki.com, который в том же году взял первый приз в Киеве на конкурсе молодых сайтов. Я к этому времени уже научился определять происхождение (а иногда и возраст) наличников по их форме или стилю резьбы.
Сейчас собралась колекция фотографий наличников из 101-го города.
Вот некоторые из них:
Однако чем больше я рассматривал и изучал наличники, чем больше читал книг о деревянном зодчестве, тем больше меня удивляло, что никто из нас не знает особенностей построения наличников в своем городе. При том, что это довольно очевидные вещи: для их понимания не нужно быть архитектором.
Вот, например, наличники Иркутска, Иванова и Томска. Могли бы вы их перепутать? А жители этих городов зачастую уверены, что наличники везде одинаковые!
Когда я понял это, то очень захотел приобрести книгу, в которой бы смог узнать какие еще бывают виды наличников. Чем обусловлены их различия в узоре, в покраске, в наличие ставень или форме окон.
Однако время шло, а такой книги найти не удавалось. И немудрено: ведь такой книги попросту нет на свете!
Поняв это я начал собирать всю информацию о наличниках, какую только мог найти. И с удивлением стал обнаруживать их повсюду!
На картинах Ивана Билибина:
В научных работах конца XIX века по этнографии, например у Александра Лукича Колобаева:
В фильмах Александра Роу, мульфильмах, детских книжках и даже в раскрасках для самых маленьких.
Это наличники из сказок Александра Роу:
1. «Огонь, вода и… медные трубы»; 2. «Варвара краса, длинная коса»; 3. «Морозко»; 4. «Золотые рога».
А это окошко — из мультфильма «Два веселых гуся».
Конечно же, они есть и в специальной литературе.
В конце XIX века выходил журнал «Мотивы русской архитектуры», страниц которого украшали эти и подобные им иллюстрации:
Конечно же, наличники с чертежами и способами изготовления можно увидеть визданиях для резчиков по дереву.
В книгах о деревянном зодчестве им редко посвящали главы, однако вряд ли найдется хоть одна книга без наличника среди иллюстраций! В 50-60-е годы, когда музеи деревянного зодчества стали создаваться повсеместно, таких книг было издано немало!
Было удивительно обнаружить коллаж из наличников на фотографиях немецкого фотографа Ханса Крёгера, который в восьмидесятые годы снимал их в Рязани. Чуть менее, но всё же тоже удивительно было их обнаружить на плакате сделанном в девяностые известным (теперь) российским дизайнером Валерием Акоповым. Он их снимал в Боровске Калужской области.
А это — коллаж Валерия Акопова.
Невероятные по красоте наличники есть в пластилиновом мульфильме студии «Хрустальная гора», а в качестве сувенирных магнитов они продаются почти в любом туристическом (и не очень) городе!
…
Нет только одного — нет книги о наличниках, которая помогла бы в понимании этой большой традиции, границы распространения которой еще предстоит узнать. Которая помогла бы не только осознать красоту этой традиции, но и сохранить в фотографиях и передать потомкам эту красоту.
Однако вместе с пониманием того, что нужной книги нет, стало ясно, что скорость, с которой наличники исчезают с окон домов по всей стране, не дает нашим детям никакого шанса ими насладиться: через десять лет, изо всех существующих сейчас наличников едва ли останется половина! Да и то, все наличники останутся по деревням и сёлам.
Поэтому и был создан тот проект, о котором я говорил в начале — проект создания «Путеводителя по русскому наличнику». В нем планировалось объехать 399 городов за два года и издать на основе полуенных материалов книгу.
Этот же проект гораздо скромнее в масштабах: я предлагаю создать книгу о наличниках центрального региона. Это тоже немало: одних только областей в Центральный Округ входит 18, а городов — 203.
Но всё же расстояния между городами здесь существенно меньше, да к тому же в 67 городах наличники уже сфотографированы, поэтому вместе с четырьмя экспедициями и печатью книги все расходы составят 1 776 000 рублей!
Много это или мало — как всегда — решать вам.
Мне остается только верить в красоту наличников и вашу любовь к ним.
Поддержите рублем издание книги «Наличники России: центральный регион»!
И расскажите об этом проекте одному другу!