Цели и задачи

К началу 2018 года коллекция Виртуального музея наличников составляет более 15 тысяч снимков уникальных резных наличников, и ещё больше фотографий добавлено в народную коллекцию неравнодушными людьми со всей страны.

Одна из важнейших целей проекта: расширить знания и представления людей в области истории и культуры России сквозь призму истории деревянного зодчества.
Для этого наиболее важной задачей мы видим сбор и классификацию коллекции фотографий  наличников всех регионов России (а в перспективе — и других государств).

На сегодняшний день в истории деревянного зодчества много белых пятен. Например, до сих пор неизвестно, где и когда зародилась традиция создания резных наличников на окна. Возможно, одним из результатов нашей деятельности станет разрешение подобных вопросов.

Кроме того, деятельность Виртуального музея наличников всецело руководствуется важнейшими задачами, которые составляют суть любой музейной деятельности, а именно:
— Активно вести научно-исследовательскую работу;
— Популяризировать и развивать знания в области русского деревянного зодчества;
— Точно, полно и достоверно освещать культуру и историю, ломая устойчивые стереотипы и представления, искажающие национальный характер мировоззрения и особенности культуры;
— Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию;
— Активно сотрудничать с музеями данного профиля по всей стране, поддерживать организацию таких музеев;

А также:
— Способствовать развитию внутреннего туризма России;
— Способствовать утверждению деревянного зодчества как уникального элемента культурной самоидентичности различных туристических дестинаций и населённых пунктов для дальнейшего использования данного своеобразия в создании брендов, в том числе туристических.
— Стимулировать введение деревянной резьбы в контекст актуального творчества и искусства за счёт проведения конкурсов, демонстрации авторских работ и идей использования традиционных элементов в современном дизайне.
— Вывести
Nalichniki в число самых узнаваемых символов России, наряду с Matreshka, Vodka, Balalayka. Предпосылками к данному процессу является живой интерес иностранных путешественников к этому явлению русской архитектуры, не встречающемуся за границами территорий с превалирующим культурным влиянием русских традиций.

Причины создания и актуальность проекта заключаются в том, что комплексно феномен наличника ранее не изучался и не осмыслялся ни учеными умами царской России ни фундаментальными исследователями советской эпохи.

Из-за стремительного отмирания традиции украшения дома резными наличниками следует совершать экспедиции, фотодокументировать, выстраивать фундаментальные гипотезы и искать им подтверждения именно сейчас – пока сам объект изучения сохранился во многих регионах России.

В своих исследованиях мы руководствуемся тремя гипотезами, каждая из которых рождена в процессе сбора информации и не является окончательной:

1. Каждый населенный пункт обладает уникальным наборов элементов резьбы деревянного наличника — некоторым кодом, преобладающим только в границах этого населенного пункта.
2. Истоки этого набора уникальных элементов резьбы могут быть различными: от влияния уходящих в глубину веков языческих верований, до влияния основных архитектурных течений начала XX века.
3. Территория распространения резных наличников совпадает с территорией распространения русского языка на момент расцвета искусства домовой резьбы (2-я половина
XIXв.).

Мы уверены, что возрожденный интерес к резным наличникам — к этой кружевной странице нашей истории, — подарит еще много открытий.

DSC_3462-s
Основатель Виртуального музея резных наличников,
Иван Хафизов.

СохранитьСохранить

СохранитьСохранить

Эта запись также доступна на: Английский