Хвалынские оттенки абсурда

Хвалынск, июль, часов шесть вечера. Подхожу к дому с яркими наличниками, возле которого, сидя в полосатом старом шезлонге, дремлет высокий худой мужчина лет сорока, в шортах, майке и тёмных очках. Ладно, думаю, шуметь не буду, сниму и пойду потихоньку. Делаю несколько щелчков затвором и замечаю, что наличники сбоку дома, немного иные. В этот момент мужчина приподнимает очки, и я догадываюсь, что он, возможно, и не спал вовсе.



— А скажите пожалуйста, у вас там сбоку, наличники другие? Вы не знаете почему? — решаю я идти в атаку, раз уж незамеченным остаться всё равно не удалось.

Мужчина низким приятным баритоном, немного не вяжущимся с его худобой, уточняет:
— А вы издалека похоже?

— Из Подмосковья, — говорю.
— Может чаю? — удивляет он меня, и достаёт из под шезлонга табуретку с небольшим чайничком и двумя (что меня в тот момент поражает больше всего) чашками.

От неожиданности я теряюсь с ответом и зачем-то отказываюсь, лопоча что-то про то, что до темна ещё много куда надо поспеть. Мужчина понимающе кивает, и переспрашивает:
— Так что про наличники?

— Я, — говорю, — сбоку отличаются они. Не знаете из-за чего?


Однозначного ответа у меня нет, в разных регионах жители выдавали два варианта. Первый — о том, что фронтальные наличники дороже и сложнее, сбоку дома хозяева часто экономили. А второй — о том, что фронтальные повсеместно заменялись, спустя полвека после постройки дома (где в двадцатые годы, где после войны), а те, что не выходят на улицу, оставляли старыми. Однако ответ моего теперешнего собеседника выдаёт человека умудрённого житейским опытом, много и гораздо глубже прочих размышлявшего по этому вопросу. Он медленно и нараспев, чётко проговаривая все слова произносит:

— Я так понимаю, вообще дом, это прообраз человека. Взять голову: вот у вас же сбоку отличается голова? Там есть уши…

Я не сдерживаюсь, давлюсь от смеха, но через несколько секунд беру себя в руки и спрашиваю первое, что в голову приходит:
— То есть вы думаете, что это связано?

Но собеседника моего такими банальными вопросами с намеченного шутовского тона не собъёшь, он продолжает тем же спокойным лекторским голосом:
— Я вообще не думаю, мне с рождения не дал Бог ума, я, чисто, мыслю. Вот забрасывается мысль и я её толкую…

Тут через приспущенные очки мне на секунду становятся видны его живые глаза с хитринкой и тотчас же, пусть и запоздало, и мне «забрасывается мысль», что он меня попросту троллит. Однако в этот момент лицо мужчины принимает вполне добродушное выражение и он принимается рассказывать.

— Сбоку оно идет более упрощенно, хотя дом стоит вообще-то не лицевой стороной… Он стоит параллельно дороге. Он не то что «вот лицо и выперся», а это боковая сторона. А сделано видите как… Есть Инь и Янь. Одна тонкая, а другая в этом же месте такая вот круглая. Вот он так и этот дом создан, на двух хозяев.

— В смысле? Дом изначально на двух хозяев строился?
— Согласно легенде — да. Для двух сыновей купец такой вот дом организовал. Хотя я здесь только с середины семидесятых годов, и за те времена вообще не могу сказать: я не жил тогда… Но я ничего внутри не менял, только печку разобрал. Хотя ещё чуть-чуть там от печки осталось в подвале. Печка была историческая, очень удивительная, странная. Я узнавал, каменщики таких печек вообще не знают.
— Ух ты! А что с ней не так было?

— Ну обычно… Ну стоит печка, там все устройства внутренние у неё, и потом труба уходит на чердак.
— На чердак? Не на улицу?

— Нет сначала на чердак, потом через крышу и выше. А там, — он машет рукою на дом, — получается, что где труба выходила на чердак, другая половина печи тоже выходила туда же. Непонятное какое-то устройство. Там будто вытяжка какая-то стояла. Там ещё лючок такой был, но этот лючок всегда был заделан тряпками какими-то. Я до сих пор не знаю назначения. Какой-то смысл имело, потому что без смысла какой смысл строить так было?

И неожиданно, без какой бы то ни было паузы:
— У нас тут почти все дома вот как типа моего: были построены на рубеже: то ли начала двадцатого века, или конец девятнадцатого. А до этого вся история, как будто её и не было… Или всё сожгли или что-то приключилось.
— Так, я читал, что город был маленький, а когда построили водохранилище, то есть когда поднялась вода, то сюда поехали изо всех ближайших деревень и город очень сильно вырос, чуть не утроился.
— Ну да, музей Петрова Водкина он последний был, за ним поле было. Были там?

— Да, сходил уже, он меня удивил!

Несколько секунд молчим: я снимаю наличники, дом, цветы перед ним. Мужчина этот так и не встаёт с шезлонга и, в общем, никак не реагирует на мои действия. Но когда я уж было собираюсь отправляться восвояси, вдруг спрашивает:
— А вы только, чисто, наличники?
— Нет, — говорю, — и дом конечно. Это тоже важно для истории: взаимодействие цвета и формы. Особенно в вашем случае.
— А знаете ещё есть фишка какая? Вот например дома можно по масти сориентировать… Реально по масти карточной. Есть дома бубновые… Вы тут за углом были же?
— Д-да… — неуверенно подтверждаю. И вспоминаю, что там на очельях были «пики».
— Там пиковый дом видели? — он уже замечает по моему лицу, что видел. — И бубновые есть, и червовые.
— А это что-то здесь значило? Имело смысл?

— Ну как… — Он озадаченно смотрит на меня, будто бы я спрашиваю очевидное, — ну люди все по масти делятся… В смысле это душа дома. То есть хозяин этого дома примерно такой масти должен быть. Потом конечно меняется, хозяева куда-то там деваются, дома продаются, но в основном там… если хозяин не этой масти, то он в этом доме не уживется…

— А этот дом какой?


Он вдруг молчит, смотрит сумрачно, а я начинаю подумывать, что может чего не то спросил. Но терять мне нечего, переспрашиваю:
— У вашего дома есть такая масть? Или это не у всех домов?

Тут он вдруг поворачивается на бок от меня на своем шезлонге и бурчит уже практически себе под нос:


— Ну я ничего не буду говорить. Ничего не буду говорить…

#ВПоискахНаличников #СаратовскаяОбласть #Хвалынск #ДомоваяРезьба #nalichniki #наличники #НиДняБезСтрочки

Автор: ivan_hafizov

Основатель виртуального музея резных наличников

  • https://www.facebook.com/976196572530018 Alexey Batchenkov

    Душевно! ))

  • https://www.facebook.com/1133935409950756 Лев Игошев

    Жаль, не сказали: противоречие Инь и Ян на Руси разрешается и завершается через ХРЕНЬ!

  • https://www.facebook.com/1133935409950756 Лев Игошев

    Староверческое место. неподалёку от Вольска.

  • https://www.facebook.com/1251833988183930 Anna Andreeva

    Чудесный рассказ, на душе просветлело…

  • https://www.facebook.com/10159994991150521 George K

    А вы не с Коровьевым случайно повстречались? Фантасмагоричный пост, спасибо!

    • https://www.facebook.com/508215545857483 Nalichniki

      Ну либо он, либо Сам)

  • https://www.facebook.com/1137277759654259 Olga Petrova

    обожаю Ваши рассказы. В них настоящая Россия, какая есть.

    • https://www.facebook.com/508215545857483 Nalichniki

      Спасибо, Ольга :)

  • https://www.facebook.com/10155926997006779 Victoria Popsueva

    А у этого дома не карточная масть, он же явно про шахматы ;)

    • https://www.facebook.com/508215545857483 Nalichniki

      Конечно, зачем Джокеру масти ))

  • https://www.facebook.com/10209576091274008 Артём Комиссаров

    Я очень люблю вас читать, но Петров-Водкин, пожалуйста.

    • https://www.facebook.com/508215545857483 Nalichniki

      👍🏻

  • https://www.facebook.com/1650149478392734 Александр Мурзаков

    Хотите, со старого Братска подарю наличник? Дом Карповых.

    • https://www.facebook.com/508215545857483 Nalichniki

      Конечно хочу!)

  • https://www.facebook.com/2114931715450472 Elena Podosinova-Savina

    Слишком интимный был вопрос