Интервью порталу Cyrillitsa.ru

Интервью Ивана Хафизова порталу Cyrillitsa.ru Интервью порталу Cyrillitsa.ru

Бывают такие дни, когда многое не складывается как хотелось бы. Вот у меня сегодня такой. Однако кроме скучного и неинтересного, случаются и действительно приятные события.
Портал Cyrillitsa.ru решил взять у меня интервью и при этом сумел задать такие вопросы, на которые было интересно отвечать мне самому.
Я рассказываю о том, как планируются поездки за наличниками, о том, что объединяет все города в которых есть наличники и о планах развития этого проекта.
Текст интервью можно посмотреть непосредственно на портале Cyrillitsa.ru, а можно под катом — там кстати версия чуть побольше :)

Иван ХафизовУспешный московский свадебный и интерьерный фотограф Иван Хафизов имеет одно по-настоящему необычайное хобби —  он ездит по всей России и фотографирует резные оконные наличники: начал для себя, продолжает — для истории, в коллекции —  несколько тысяч снимков.

Кореспондент «Кириллицы» расспросил Ивана об особенностях и целях его работы, путешествиях и облике русской провинции.

Кириллица: Иван, даже беглого просмотра вашего ЖЖ или сайта достаточно для того, чтобы догадаться, что увлечение наличниками вошло в вашу жизнь очень неслучайно — иначе не получилось бы многотысячной коллекции фотографий из более, чем 70 городов России. Из ваших интервью известно, что первые съемки наличников были сделаны вами в 2006 году в городе Энгельсе. Судя по всему, съемка была незапланированной, и в то время в ваши планы не входило создание энциклопедии российских наличников. Что же стало катализатором того, что эта случайность переросла в такой грандиозный проект? Что заставило вас продолжить?

Деревянный оконный наличник города Балашов
Резной наличник из Балашова

Иван Хафизов: Да, действительно — первые наличники я сфотографировал в Энгельсе Саратовской области. Причем сейчас смотрю на них и поражаюсь тому, что они меня вообще заинтересовали — наличников проще, чем в Энгельсе у нас в стране очень мало (Забегая немного вперед, скажу, что со временем родилась идея ранжировать все наличники по коэффициенту сложности — совокупности сложности резьбы, покраски и сборки. Так вот Энгельские наличники получили по этой шкале 2 балла — да и то, лишь потому, что на некоторых из них используется объемная резьба. Большинство же — весьма просты). Единственное чем они выделяются — это цветом. Я собственно тогда и начал их фотографировать как цветные (по-моему даже первые мозаики, которые выкладывал так и назывались — «Цветные окна города Энгельса»).
Идея фотографировать наличники действительно родилась из плаката с дублинскими дверями, который встретился мне как-то на просторах сети. Там было 32 двери — четыре ряда по восемь штук. Поэтому когда я заметил, что наличники разноцветные, мне попросту пришла идея собрать их также в в мозаику и все. Ни о какой энциклопедии речь не шла. Да что там — мне и в голову не приходило, что наличники в другом городе будут отличаться от энгельских. Я их сфотографировал штук сто пятьдесят — чтобы было из чего выбирать, собрал в мозаику и забыл о них думать.

Оконный наличник со ставнями. Из Омска
Резной наличник из Омска

Кстати собрал я их в такую же мозаику, в какие и сейчас объединяю наличники одного города — мозаику 8х4, которая и делает разглядывание наличников разных городов осмысленным и позволяет сравнивать и видеть насколько они разные в разных регионах.
Катализатором, как вы выразились стала, как мне кажется, цепь случайностей. Во-первых велопробег с друзьями по маршруту Ростов-Борисоглебский-Мышкин — меньше чем через месяц после Энгельса. Во вторых — еще несколько служебных командировок за полгода в разные регионы страны — в Чувашию, Мордовию и Челябинскую область. Причем поездки были двухнедельные, с захватом выходных. Сейчас рассказываю — сам себе завидую. Конечно отдыхом такие выходные нельзя было назвать — я вставал гораздо раньше, чем на работу и проходил в день иногда километров по 25-30. А потом возвращался поздно вечером и сливал — как сейчас помню — по USB 1.0 эти гигабайты фотографий. (Сейчас все стало быстрее — фотографии с тех пор увеличились всего вдвое, а вот скорость их записи возросла раз в десять-то точно).
Так вот движимый наверное чисто коллекционным интересом, нежели какими-то просветительскими или хотя бы исследовательскими целями, я так наснимал за пару лет городов двадцать наверное. Так что наверное можно сказать, что эта случайность переросла в закономерность благодаря страсти к коллекционированию. Я вообще люблю все собирать. Пуговицы домой тащу найденные на улицах, пакетики сахарные со всего мира везу. Одно время люки канализационные начал фотографировать, но охладел к ним как-то :)

Кириллица:Стремление собрать что-то вроде энциклопедии наличников предполагает и историческую сторону вопроса, не так ли? Стараетесь ли вы узнавать историю наличников, которые снимаете, фиксируете ли имена сделавших их мастеров?

Чебоксарский деревянный наличник
Оконный наличник из Чебоксар

Иван Хафизов: Конечно, после того, как мне стало понятно, что наличники различаются не только цветом, но и наличием ставень, типом резьбы, количеством цветов в покраске и еще тьмой разных параметров, фотографировать стало гораздо интереснее. Кроме того интереснее стало и дома обрабатывать фотографии, рассматривать и находить общие черты в резьбе разных городов, или разных районов одного города. Я прочитал о наличниках все что тогда нашел — и это было совсем мало: в основном весь анализ касаемый наличников и типов резьбы сводится к тому, что подробно разбирается Ярославская школа резьбы, упоминается Томская, вскользь затрагивают поволжье и Вологду. И все. Вот тут мне опять повезло — к тому моменту, когда я все это читал уже было понятно, что авторы опираются лишь на наиболее исследованные регионы. А что в остальных местах? Неужели совсем ничего? Верилось с трудом. Поэтому в какой-то момент коллекционирование стало исследованием.
Что касается истории — какие-то истории западают в душу — как например история дома одного из генерал-губернаторов Воронежа, в котором жил он сам в восьмидесятых годах XIX века, в котором потом жила его жена, и сейчас в нем же живут его потомки. Это ж уму непостижимо — как им это удалось?! На улице, где стоит этот дом, сохранилось то ли четыре, то ли шесть довоенных домов — все остальные сгорели, а эти несколько выжили.

Оконный наличник из Кинешмы
Резной наличник из Кинешмы



Или вот был дом — по-моему в Костроме — который когда я там был, ремонтировали. Казалось, что там новые бревна. Мы разговорились с хозяевами — и оказалось, что бревнам не меньше чем 130 лет — внутри дома, под потолком была прибита медная табличка — своеобразный страховой полис — Русского страхового общества, датированный (если я сейчас не ошибаюсь) 1888 годом. При этом дом как новый и наличники новые хозяева снимать не собираются — ошкурили, да повесили обратно.
Но это — я о домах и их историях. А вот с людьми история несколько другая. Дело в том, что мне пока не досталось ни одного имени резчика. Больше того — я думаю их и не будет. Потому что наличники — это такой фольклорный элемент архитектуры. Не в смысле не важный, как сейчас частенько употребляют это слово, а в смысле — народный. Наличники не делалилсь каким-то конкретным резчиком на всю округу. Очень часто их делал каждый для себя, для своего дома. Но делал, как правило, что называется — с оглядкой на соседей, то есть не сочиняя новые элементы и сочетания, а как правило комбинируя уже развитые в этом городе или селе. Поэтому наличники каждого города отличаются от другого. И поэтому внутри города они похожи несмотря на разницу в возрасте доходящую иногда до ста лет.
И поэтому на страницах «путеводителя по наличникам» или «энциклопедии» — имен резчиков скорее всего не будет. И кстати в этом и заключается уникальность явления наличников — их народность. Их вырезали не архитекторы по лекалам. Они воплощение гармонии нескольких поколений самого народа. Нас то есть.

Кириллица:Полагаю, многих наших читателей интригует техническая сторона вопроса — как вы выбираете, куда ехать «за наличниками»; как узнаете, в каких городах они вообще есть? «Википедия»? Агентские сети? Или наличники есть везде?

Деревянный оконный наличник из Читы
Читинский наличник со ставнями

Иван Хафизов: Сначала хотел сказать, что универсального и простого способа узнать есть ли интересные наличники в каком-то городе попросту не может быть. А потом подумал, что на самом деле конечно же есть и мы его все используем. И способ этот напрямую связан с распространением наличников по миру.
Деревянные наличники — удивительная вещь. Они есть в Чувашии, Мордовии, Ярославской и Ивановской областях. Есть в Татарстане, Бурятии, Башкирии, Башкортостане. Есть в Карелии, Красноярском крае, Забайкалье и Белоруссии. В Москве и Московской области конечно есть. Мне на ум приходит только одно, что объединяет все эти регионы. Русский язык.
Думаю, не ошибусь в предположении, что не без его помощи резные наличники распространились по городам (да и странам). И поэтому первым делом я слушаю, что люди скажут. Куда посоветуют поехать. В Иванове говорят — езжай в Кинешму, там невероятные наличники. Приезжаешь в Кинешму, там говорят — Шуйские лучше, а тут что? В Шую приезжаешь тебе говорят — Вичуга — вот родина красивых наличников. А в Вичуге отправляют в Иваново. Ну или опять в Шую — там же красота самая!
Но это уже на месте. Когда уже приехал в область. Так я из Чебоксар например в Кугеси съездил. Кугеси это поселок рядом с Чебоксарами, небольшой совсем, но очень самобытный и наличники там, хоть и очевидно родственники Чебоксарским, но имеют свои отличительные признаки.
Так же из Воронежа в Бобров поехал, а оттуда — в Мичуринск. Очень его хвалили.

Ковровский традиционный деревянный наличник
Резной оконный наличник из Коврова Владимирской области


Но это все поначалу было — когда еще непонятно было куда кривая выведет: ты держишь ухо востро и стараешься понять где интереснее. Туда и едешь. Сейчас готовится уже четвертая целенаправленная экспедиция за наличниками. Пилотной была «Юго-западная» — по Московской и Калужской областям. Тогда мы многого не учли… Вторая была в Ивановскую область, а третья — в Рязанскую. За последние пару лет наработалась примерно следующая стратегия поиска. Во-первых — я смотрю в перечень исторических городов России. Но не тот, что утвержден в 2010-м году —в нем всего 41 город — а в предыдущем (2002-го года) — 478 городов. По большому счету — это цель номер один. Хотя в этом списке есть города в которых наличников уже нет (как например Переславль Залесский) и такие в которых их и не было никогда (как правило — южные города, например Майкоп или Краснодар). Так что в итоге остается не так уж и много.
И вот на этот скелет как раз нанизываются дополнительно поселки и села, о которых говорят местные жители. Их вообще-то гораздо больше, чем городов, но я не ставлю себе цель объехать все, только лишь самые интересные, куда местные жители посоветуют.
Есть еще одна причина влияющая на выбор места куда поехать. Коротко это можно назвать «стремлением к районным центрам». То есть при прочих равных я сначала предпочту поехать в Красноярск, а потом в Алапаевск. Сначала в Рязань, а потом в Спас-Клепики и Гусь-Железный. Сначала в Казань, а потом в Елабугу, Мамадыш и Тетюши. Такая последовательность, на первый взгляд нелогична — ведь в маленьких городках деревянных домов сохранилось не в пример больше и наличники там скорее всего более правильные — более народные. Но с другой стороны — крупные города развиваются существенно быстрее. Застройка в них идет что называется «в ногу со временем» — то есть «до основанья, а затем» — тут ничего нового. А в маленьких городах все помедленнее, поспокойнее. И вернувшись через пару лет в Ковров я скорее всего застану его в том же состоянии, что и сейчас. А вот во Владимире все деревянное могут посносить запросто.

Ивановский оконный наличник
Ивановский оконный наличник

Кириллица: Вы много путешествуете по нашей стране. Удается ли подметить черты, характерные для наличников разных областей России?

Иван Хафизов: Я стараюсь :)
Поначалу, казалось, что достаточно будет понять — здесь со ставнями, а там без. Я вообще-то не предполагал, что у нас сохранилось так много деревянных строен
Потом пришло понимание, что а) этого недостаточно; б) причины появления ставень совершенно разные; б) время появления ставень совершенно разные. То же и с остальными элементами.
В Саратовской области, на берегу Волги — ставни делали от яркого и жаркого солнца; В Чите, в Забайкалье — от сильного ветра; В Архангельской области и Карелии — чтобы спать нормально в полярный день. И это все повелось издавна. А где-то еще ставни появились только в конце XIX века — от лихих людей. Так вот причины разные, а результат один и тот же.
Тоже самое и с самими наличниками. Если все наличники в городе крашены белой краской, то во первых может быть в городе просто лакокрасочное производство. И это уже неотделимо от традиции — любой некрашеный, или зеленый какой-то наличник будет совершенно чужеродным, даже если по сути он копия местных.

Ижевский оконный наличинк
Ижевский оконный наличник

Мне вот про Мичуринск рассказывали — там подавляющее большинство домов крашены зеленой краской — что причина этого в том, что одно время (могу предположить в 90-е) в городе сохранялось только одно место, где была работа — РЖД. Оттуда и тащили ведрами вагонную краску местные жители. А какими были дома до этого? А кто ж теперь знает.
Вся забавность сбора таких «причин» в том, что ты никак не можешь проверить из подлинность. Люди рассказывают об этом потому что «мне Гена рассказывал…», то есть по сути — это скорее байки, чем правда. Но в каких-то правда, я надеюсь, все же есть.
По поводу черт, которые уникальны для разных городов — я сейчас последние города, которые показывал, начал предварять небольшой картинкой, которая как раз показывает деталь в убранстве наличника, одну из тех, что являются визитной карточкой этого города.
Словами как правило описать это почти невозможно. Например Мичуринск — белый кружевной и Ижевск белый и кружевной. Но кружева совершенно разные — любой ребенок отличит одно окошко от другого. Проще и правильнее на мой взгляд показать картинку, на которой есть один из элементов, а остальные зритель найдет сам. Может найдет и то, чего и я не заметил.

Костромской наличник на окна
Костромской традиционный наличник

Я сейчас хочу сделать несколько опытных раскрасок с наличниками — по одному окну из каждого города. Для детей. В городах наличников не увидишь, но дети подсознательно тянутся к красивому, традиционному, нашему. В Красноярске на день города поставили на улице банер два на два метра, весь в небольших окошках. А рядом человека с фломастерами. От желающих раскрасить наличник со ставнями (в Красноярске тоже ставни) отбою не было! За два часа пустые окошки закончились! Так что я надеюсь, что раскраски будут пользоваться популярностью. Тем более, что они будут доступны для скачивания совершенно бесплатно. Так глядишь у подрастающего поколения и интерес к русским наличникам проснется. А может кто-то из детей решит себе дом с такими окнами построить. Ну или резчиком стать. Было бы приятно.

Кириллица: Ваш архив уже достаточно известен в России и обрел приличное количество поклонников. Не присылают ли вам фотографий наличников из городов, где вы еще не бывали? Берете или отказываетесь?

Иван Хафизов: На самом деле мне кажется, что деревянные наличники серьезно обделены вниманием — хохлома, гжель, палех — эти названия знают даже за границей. А стилям изготовления наличников даже названий никто еще не придумал. Поэтому мне хочется верить, что интерес к ним только расцветает…
Фотографии из городов где я не был действительно иногда предлагают прислать — ведь городов-то тысяча, а сел и вовсе несчесть…
На самом деле я в какой-то момент, когда оценил предстоящий масштаб работ, подумал — может я неправильно распределяю силы, может надо кинуть клич и тут же сотни фотографов наснимают тысячи наличников… Но здраво поразмыслив понял, что ничего из этого не выйдет.
Во-первых есть сообщество в ЖЖ, в которое все желающие и интересующиеся и так выкладывают свои фотографии. Но как не бьются модераторы, а фотографии у всех разные, у кого-то кадр смазан, у кого-то снято сбоку, кто-то постеснялся зайти к хозяевам или снял издалека через забор, побоявшись собак или косых взглядов, у кого-то просто камера не выдает нужного разрешения… В результате представление о наличниках по фотографии несомненно получить можно, причем охват городов и весей конечно существенно шире, нежели у одного меня. Но использовать эти фотографии может не получиться.
Во-вторых я же использую фотографии для открыток, календарей. В выставках собираюсь участвовать. Если это мои снимки, то все ясно. А если нет, то рано или поздно встанет вопрос об авторских правах на фотографии. Зачем усложнять себе жизнь, решил я и с тех пор использую везде только свои снимки. Если же находится кто-то у кого тоже есть коллекция фотографий наличников какого-то населенного пункта, где я еще не был, то я выкладываю их на сайте в специальный раздел «Наличники друзей», но в дальнейшем их нигде не использую. Больше того — у меня даже нет их в разрешении достаточной для печати.

Мичуринский оконный наличинк
Мичуринский резной наличник

В третьих есть еще один параметр, который сложно учесть при массовом сборе фотографий — достоверность. В википедии люди часами проверяют насколько верно всё описано. У меня такой возможности нет, да и как проверишь, что этот наличник действительно снят в Рязани, а не на подъезде к нему в каком-нибудь селе. Мне проще поверить себе самому и гарантировать посетителям сайта, что все наличники именно оттуда, откуда написано.

Кириллица:Как вы считаете, как изменится облик русских провинициальных городов лет через 20-30?

Тюменский оконный наличинк
Тюменский традиционный наличник

Иван Хафизов: Трудно предполагать…
С одной стороны — облик провинциальных городов давно сформирован. В центре всё уже построено и устроено. Храмы и колокольни задают настроение на главной площади и здесь за двадцать лет ничего не изменится, уверен.
С другой стороны в небольшие города уезжают привезя свой опыт и свое восприятие жители столиц и какими будут преобразования угадать нельзя.
С одной стороны — я верю и вижу, что многое меняется к лучшему. Иные деревенские дома дадут фору любому коттеджу — причем не только по красоте и экологичности, но и по размеру и окружающему пейзажу! Конечно их немного, но 20 лет назад предположить такое было невозможно.
А с другой стороны — число брошенных домов исчисляется сотнями. И их количество конечно же растет…
Наверное мой прогноз будет банальным — жизнь в небольших городах будет продолжаться и станет гораздо лучше, если там хорошо. То есть, если там есть река или водохранилище… Если там людям жить нравится. Если в городе едут туристы — неважно за чем они туда едут: за шамбаллой или фрески Рублева искать, или на родину Тарковского — туристы обеспечивают любой город молодежью, рабочими местами и в конечном счете наполняют его жизнью. А если город вырос из рабочего поселка и в округе счастья и красоты не сыщешь, то он скорее всего опустеет…

Фотограф Иван Хафизов в Кижах на съемке
Фотограф Иван Хафизов в Кижах на съемке

Кириллица: Проглядывая записи в вашем ЖЖ то и дело натыкаешься на пассажи вроде — «не все знают, что в Воронеже работает единственный в мире колокололитейный завод» или «в город Юхнов меня влекло то, что именно здесь случилось знакомое всем нам стояние на реке Угре». Не планируете ли вы написать книгу о своих путешествиях, когда наличники кончатся?

Иван Хафизов: Ну во-первых, наличники, я надеюсь еще не скоро закончатся :) Положим сейчас отснято семьдесят городов, до конца этого года еще десяток надеюсь добавится. Но это только сказка быстро сказывается, а дело — увы. Причем с наличниками, как с хорошей книгой — стремишься читать быстрей-быстрей, но одновременно наслаждаешься каждой страницей и всей душой хочешь, чтобы она не кончалась никогда. Поэтому я сейчас с одной стороны в поисках стратегического партнера — компании, которой было бы интересно, чтобы её имя сопровождало все упоминания об этом исследовании. Которая могла бы существенно ускорить его ход (и можно было бы успеть отснять многие гибнущие наличники). А с другой стороны я наслаждаюсь
возможностью два-три раза в год съездить по новым городам, увидеть их, почувствовать. Где-то перекусить, где-то переночевать, где-то не попасть в центр из-за наводнения, а где-то стоять как громом пораженным глядя на Баташевский храм в Гусе Железном, или на самое большое в мире зеркало в забайкальском Нерчинске о котором и вовсе никто ничего не знает…

Фотограф Иван Хафизов за работой
Не все дается легко

Конечно же я хочу, чтобы была книга. Только не уверен, что это будет книга о путешествиях, скорее всё же она будет посвящена самим наличникам. Она видится таким красочным альбомом с разворотами-мозаиками из наличников разных городов и небольшим рассказом об их особенностях. Хочется формат А3… Думаю книгоиздатели посмеиваются сейчас над этими планами :)

Работа в поле

А путешествия… Мне кажется зачем писать двадцатьтысячстопервую книгу «Вся Россия вдоль и поперёк», когда можно сделать сделать интересный, даже уникальный «Путеводитель по русским наличникам». Будет хоть, что детям показать. А то вдруг через 20 лет не останется наличников вовсе. Что мы тогда делать будем без этой книги?

Автор: ivan_hafizov

Основатель виртуального музея резных наличников