Расказ о музее резных наличников на странице сайта ADmagazine

Заголовок статьи обо мне на сайте ADmagazine

Архитектурный дайджест ADmagazine с рассказом обо мне и коллекции наличников в большой статье «Коллекционер наличников»
Интересное интервью получилось, и фотографии хорошие мы выбрали.

PS Копирую сюда текст этого интервью:

AD попросил рассказать о себе и своем необычном увлечении Ивана Хафизова. Иван коллекционирует наличники, точнее их фотографии. Экспонаты хранятся в единственном в своем роде виртуальном музее наличников.

Photo ya-v-kizhah-900.jpgИван Хафизов

«Сколько себя помню, я всё время что-нибудь коллекционировал. В детстве – ключи, находил их и на проволку навешивал. Значки собирал, календарики карманные. Ну и марки, конечно, – через это, мне кажется, почти все проходили. Но со временем привычные коллекции удовольствие приносить перестали, организм требовал чего-то нового. А поскольку я фотограф и камера почти всегда со мной, то идея коллекционировать фотографии пришла сама собой. К тому же для хранения такой коллекции совсем не нужно место дома – только в интернете.

Photo Spas-Klepiki_1811.jpgСпас-Клепики

Коллекция наличников началась с командировки в Энгельс Саратовской области в 2007 году. Лето было жаркое и работа заканчивалась к обеду. После обеда я уже ходил по Энгельсу в поисках чего-нибудь примечательного. Энгельс – город совсем небольшой, глазу зацепиться не за что. Наснимав забавных вывесок и видов на Волгу, я стал снимать окна со ставнями.

Photo Engels_0043.jpgЭнгельс

И уже на пятом окне твёрдо решил наснимать их никак не меньше тридцати двух, чтобы потом сделать коллаж. Я такой видел раньше, только там были не русские наличники, а двери из Бретани. Мне давно хотелось сделать что-то подобное, а тут как раз нашелся повод.

Photo Engels_0074.jpgЭнгельс

В Энгельсе я тогда наснимал гораздо больше, чем собирался – больше сотни разноцветных наличников. И приехав домой, сделал три таких коллажа, как мне раньше хотелось. Сделал их и думал, что на этом все и закончится. Но не тут-то было.

Photo 001 Энгельс 1.jpg

Через пару недель мы собирались ехать кататься на велосипедах по Ярославской области. Доехали на поезде до Ростова Великого и… вместо того чтобы крутить педали, я только и делал, что останавливался и фотографировал.

Photo b201c4c7-2374-4919-98b4-4a78efda1894.jpgРостов

Наличники в Ростове совсем другие – можно сказать, что мне очень повезло: я увидел две совершенно разные школы резьбы по дереву за сравнительно небольшой промежуток времени.  Это и включило во мне механизм собирательства.

Photo 008 Ростов 1-1.jpg

Следующим на нашем маршруте был поселок Борисоглебский – и снова нежданное открытие – наличники Борисоглебского немного отличаются от Ростовских! И это при том, что расстояние между ними совсем невелико.

Photo Rostov_3564.jpgРостов Великий

В той поездке мне посчастливилось попасть еще и в Мышкин, который до сих пор служит украшением всей коллекции!

Photo Myshkin_5063.jpgМышкин

Каждый, кто представляет себе карту Ярославской области, конечно же спросит – а как же Углич? Ведь мы не могли его миновать! И действительно – миновать не смогли. Но чтобы сохранить доброе расположение духа своих велосипедных товарищей, в Угличе мне пришлось запаковать камеру поглубже и не смотреть по сторонам – иначе мы бы не успели вернуться в запланированное время.   Но несмотря на мое желание продолжать съемку наличников в других городах, ничего бы не получилось, если бы не моя тогдашняя работа, в командировках я проводил по пять месяцев в году.

Photo Myshkin_5037-1.jpgМышкин

Через некоторое время я отправился в Нижегородскую область, в Навашино. Естественно, что все свое свободное время я уже сознательно посвятил поиску новых мотивов в наличниках.

Photo Navashino_2881.jpgНавашино

Тем более что от Навашина оказалось рукой подать до Мурома, где, конечно же, тоже сохранились деревянные дома с резными наличниками!

Photo Murom_2303.jpg

Следующие несколько лет прошли в постоянных поездках: Кострома, Челябинск, Иваново, Екатеринбург, Чита, Рязань, Воронеж, Красноярск, Иркутск – и еще несколько десятков городов поменьше…

Photo Ryazan_9110.jpg

Рязань

Конечно, во всех этих поездках я фотографировал не только оконные наличники. В общем-то я не только наличниками интересовался – снимал люки канализационные, двери, слуховые окна, номерки гардеробные, указатели и вывески – да много всего… Но к наличникам у меня особое отношение. Так же как и у резчиков по дереву, которые ими занимались.

Photo Shuya_0805.jpgШуя

Наличники на доме – как глаза. А к глазам – интерес особый. Они живые и не важно, сколько им лет!

Photo Kineshma_3538.jpgКинешма

Где-то году в 2009-м я пытался разобраться в своей коллекции, как-то ее систематизировать: зрело понимание, что пора бы уже выкладывать ее на всеобщее обозрение, ведь это ж интересно. Однако изучение литературы по большому счету ничего не дало: трудно поверить, но не существует ответа на вопрос «Какие наличники бывают и сколько их видов?».

Photo Engels_0191.jpgЭнгельс

Конечно, исследования деревянного зодчества были и неоднократно – и до революции, на рубеже веков, когда оно было на самом пике популярности, и в годы первых пятилеток, и в восьмидесятые… Но глобального подхода не было. Никто не мог замыслить исследования наличников всей страны, ведь это сотни городов, тысячи сёл и сотни тысяч деревянных домов.

Photo Chita_164.jpgЧита

Однако время идет, дешевеет фототехника, растут скорости перемещения, а деревянных домов становится все меньше, поэтому сейчас уже мне кажется вполне реальным объехать всю страну и заснять самые впечатляющие еще сохранившиеся деревянные дома и, конечно же, наличники.

Photo Krasnodar_2944.jpgКраснодар

В поездках за наличниками самое удивительное – это, конечно, контраст красоты деревянной резьбы и отношения к ней. Самый распространенный вопрос ко мне от хозяев домов – «да зачем они вам? Были б красивые, а эти!» И это при том, что разговор происходит на фоне удивительной резьбы, которой полторы сотни лет. И которой нигде, кроме как в этом городе, нет.

Photo Navashino_1849.jpgНавашино

Так хозяин одного дома предлагал мне забрать наличники с собой, когда узнал, что я их коллекционирую. Окна будут новые, сказал он, завтра снимаем эти. Они уже не выдерживают никаких холодов. Так что подъезжай завтра днем, или мы их сожжем тут. Забрать их с собой не получилось,  поэтому скорее всего этих наличников уже нет на свете

Photo Irkutsk_4985.jpgИркутск

Однако грустного, конечно, меньше в этих поездках, чем интересного. Вот эти Касимовские наличники (Рязанская область) – самые старые из тех, что висят на жилом доме. Им 169 лет. Старше мне доводилось видеть только лишь в музеях.

Photo Kasimov_1497.jpgКасимов

У нас можно полстраны объявить музеем деревянного зодчества. Хотя, наверное, и это не поможет. Поэтому я для себя избрал самый простой путь сохранить всё как есть – фотографировать памятники деревянной старины как можно больше. Только так их действительно можно сберечь. Ведь, в конце концов, деревянный дворец в Коломенском тоже был восстановлен по описаниям и изображениям.

Photo fbd15990-2358-410a-9a26-dd67a5a5408d.jpg

Последние три года я езжу за наличниками уже специально. Организовал уже три экспедиции: в Калужскую, Ивановскую и Рязанскую области. По результатам этих экспедиций посчитал, сколько нужно денег и времени, чтобы отснять наличники по всей России – в 480 городах. Вышло, для того чтобы совершать по три больших экспедиции в год, надо около трех миллионов рублей и пять лет. Так что теперь я всецело занят поиском людей, которым было бы интересно помочь с финансированием этого проекта.

Photo Gus-Zheleznyi-1571.jpgГусь-Железный

Этот проект уже поддержали две небольшие компании – «Архитектурное бюро Бакушина и Киселева» и «Интерактивная карта объектов, доступных для детских и инвалидных колясок», а также почти шестьдесят человек – личными вкладами. Но для того чтобы осуществить задуманное, этого несомненно мало. Поэтому я очень надеюсь на заинтересованность, например, Газпрома. Ведь их девиз «Национальное достояние» как нельзя лучше описывает весь этот проект!

Photo Ekaterinburg_9682.jpgЕкатеринбург

Наверное, самое важное, что я хотел бы сказать этим проектом, – что страна наша огромна и не так исследована, как кажется. Ну и ещё – что всегда надо следовать за любимым делом!»

Photo Kostroma_7292.jpg

Автор: ivan_hafizov

Основатель виртуального музея резных наличников