Есть большие города, в которых найдя заветные тридцать два наличника ты чувствуешь себя героем, потому что в их поиске было пройдено километров двадцать. Таков был например Новосибирск, Челябинск и Воронеж.
А есть другие большие города, в которых найдя заповедные тропки, ты буквально от дома к дому находишь новую завитушку и новое прочтение казалось бы повторяющихся символов.
И спустя пару-тройку дней уезжаешь из города увозя с собой несколько сотен фотографий наличников.
И только разглядывая их потом и сопоставляя приходишь к пониманию того, что здесь есть два или три совершенно разных стиля, каждый из которых уникален.
Такой был Иркутск, и таким же оказался и Омск!
Согласно классификации, наличники Омска
По наличию ставень – со ставнями;
Сделаны с применением сквозной и накладной резьбы;
В большинстве своём старые – больше ста лет;
Крашеные в основном в два цвета (один из них белый)
По принадлежности к стилю – в целом не определена, хотя часть, безусловно, модерн.
По сложности исполнения – 4.
Когда наличников в городе набирается больше чем 32 – а это нередкая ситуация – то мозаик по 32 наличника становится больше. Причем формироваться они начинают не просто так, а по принципу какого-то сходства.
В Омске этих мозаики получилось две и вот одна из них.
1.
Объединяет эти наличники пропильный стиль резьбы. Так же используются накладные элементы.
Кроме того, здесь есть набор повторяющихся и характерных только для Омска элементов.
2.
Одним из этих элементов является навершие вот такой формы, как здесь.
3.
А другим, причем взаимоисключающим – вот такая ваза в оголовке наличника.
7.
Встречаются и совсем чудные по формке навершия наличников, нехарактерные для Омска. Хотя вполне возможно, что где-то в других городах Омской области их было бы больше.
10.
Вот тоже весьма распространенная форма навершия. Мне здесь видится что-то китайское :)
16.
Этот трехглазый инопланетянин тут иногда встречается. Тоже наверное местный )
24.
Вот ещё раз то самое навершие такой необычной формы.
27.
Интересная особенность вдруг бросилась в глаза – доски ставень почти всегда разделены на три части.
В Саратовской области, лидирующей по числу наличников со ставнями, ставни разделялись на две части.
Кстати в этом омские наличники тоже похожи на Иркутские – там было разделение ставень на три части – в нижней и верхней вертикальные прямоугольники, а в середине – прямоугольник расположенный горизонтально.
28.
Здесь, в Омске, мы видим примерно такую же картину, разве только средний, лежащий прямоугольник никогда не украшается резьбой (в противовес Иркутским наличникам) и иногда стремится к квадрату.
31.
А вот пример того, что ставни разделенные на две части всё же встречаются )
32.
Это были наличники Омска.
А в следующий раз будет коричнево-деревянная Пермь! Заходите ещё!