Рассказывал сегодня о проекте создания «Путеводителя по русскому наличнику», Евгению Козлову, администратору группы «Русские орнаменты и узоры» Вконтакте.
В ходе обсуждения возник вопрос о наследовании наличниками славянской традиции трёхчастного деления мира на верхний, средний и нижний.
Вопрос Евгения и свой ответ я привожу чуть ниже, а пока вы их не прочитали, хочу спросить вас: как думаете, есть ли в наличниках разделения на эти три мира?
Итак вопрос Евгения:
Иван… что ты скажешь про то, что этот мир делился на верхний (небеса), средний (земля) и нижний (подземный)? В наличниках, да и в целом, в украсах дома это как-то отражается? Имеет ли место распределение символов по уровням (солнце-небеса, растения,животные – земля и что-нибудь в “подземелье”)?
Мой ответ
Евгений, и да и нет :)
Вопрос этот на самом деле не может иметь однозначного ответа, причем сразу по трем причинам.
1. Наличники делались с конца XVIII века и по сей день;
2. Наличники делались на территории от Аляски до Польши;
3. Наличники делали все: от людей без образования до профессиональных архитекторов.
1 — за двести пятьдесят лет произошла промышленная и две политических революции, ликвидация крепостного права, две мировые войны, тридцать седьмой год и еще много мелких встрясок. Всё это время люди продолжали украшать свои дома и использовали наличники как холст. Многие вписывали важные в настоящий момент образы, сохраняя (по наитию ли или наоборот по недоразумению) традиционную форму наличника. Поэтому на многих наличниках действительно сохранилось трехчастное деление мира. Но:
2 — Расцвет домовой резьбы пришелся на конец XIX века, и им затронуты оказались очень многие народы, которые совершенно по разному переняли этот вид народного искусства. К примеру татары, чуваши, якуты, удмурты, мордва, корелы и финны (то есть народы, населяющие 70% территории) имели уже к этому моменту свои сложившиеся традиции и они изображая на наличнике, как на холсте, свой космос, не делили его на эти части. Это деление было свойственно лишь наличникам Верхнего Поволжья и прилегающих территорий. Кроме того:
3 — Делая наличник впервые, неграмотный крестьянин был гораздо больше склонен повторять украшения на окнах соседей (и тем самым сохранять традиции), чем учившиеся в Варшавском или Московском Университете архитекторы. Поэтому например сохранившиеся наличники Тюмени не имеют под собой никаких народных традиций: город застроен профессионально выполненными (с учетом итальянских веяний) деревянными особняками. Та же тенденция проявилась и в работах лучших резчиков Нижегородской области (родины наличников): здесь наличники постепенно стали уникальными самостоятельными предметами искусства почти (или совсем) утратив связь с оберегами, которыми они когда-то были.
Кроме того (вспоминая об архитекторах), не стоит забывать, что и сами резчики одновременно с наличниками занимались и изготовлением деревянных иконостасов. Поэтому несомненно привносили в домовую резьбу и традиционно церковные элементы. И там конечно не было славянского деления на миры.
Однако, несмотря на всё сказанное, скорее всего действительно еще существуют наличники, которые несут в себе указание на верхний, средний и нижний миры. Но не собрав воедино, не понимая все направления развития наличников мы, трактуя старые знаки, с огромной вероятностью попадаем впросак!
Поэтому я и считаю, что нужно запечатлить как можно больше наличников максимально быстро, и потом, спокойно, хоть полвека их анализировать.
PS В качестве заголовка я выбрал наличник из Томска, который, как мне кажется, не имеет никакого деления на миры, да и вообще не следует русским традициям, но от этого не менее прекрасен.
PS2. «Путеводитель по русскому наличнику» преодолел психологический барьер в ПОЛМИЛЛИОНА рублей. Но осталось всего 12 дней, так что поспешите поддержать его выход! http://planeta.ru/campaigns/4804 Не каждый день выпадает шанс войти в историю!