Томские наличники отличаются от всего того, что мне доводилось видеть. Объёмная резьба, живое дерево и отсутствие всякой краски выделяют их из ряда вон. Сказать, что они не похожи на наличники европейской части страны это ничего не сказать. Лучше один раз увидеть.
Если б меня спросили – наличники какого города лучше всех, я бы наверное не знал, что ответить. Но вот на вопрос – наличники какого города мои любимые – я отвечу без сомнений – сейчас это конечно же Томск.
Согласно классификации, наличники Томска
Безставенные;
Сделаны с применением глухой, рельефной резьбы;
В большинстве своём старые – больше ста лет;
Некрашеные;
По принадлежности к стилю – классицизм/барокко
По сложности исполнения – 5.
Сначала поставил им по сложности исполнения 4, но потом пересмотрел свою оценку. Потому хотя бы, что среди 53-х виденых мной городов наличники Томска выделятся совершенно очевидно! Причем и качественно и количественно. Мало в каком городе сохранилось такое количество сложных по исполнению наличников. А может и нигде больше.
Если описывать томские наличники словами, то это вытянутый некрашенный (и от того тёмно-коричневый) наличник с растительным орнаментом выполненным в технике объёмной резьбы. Техника эта весьма непроста и очень трудозатратна. Причем если разнообразные электролобзики появились уже в середине ХХ века (и удешевили изготовление наличников выполненных по технологии пропильной и накладной резьбы) то механические приспособления для вытачивания подобных наличников появились только в двухтысячные, да и то пока они эти станки невероятно дороги.
Но я отвлёкся.
Практически всё наличники Томска похожи друг на друга. Не одинаковы, но похожи. Цвет, форма, основные элементы – всё близко.
Вот например – распространённый в Томске рисунок – растительный орнамент в навершии наличники и он же – уменьшенный – в нижней части. Кроме того – популярные завитушки на боковых кромках наличника.
А вот совсем другой наличник, с другой улицы, но – те же завитушки на боковинках, тот же цветочный узор внизу, только ваза с растением в верхней части здесь заменена на барочные кисти.
Есть предположение, что это более поздний наличник – годов восьмидесятых или может даже девяностых. Но достоверно неизвестно.
Вот ещё пример того, как те же элементы обретают чуть другую форму и смотрятся совсем иначе. Здесь тот же цветочный узор резали не объёмной резьбой, а пропильной. То есть не стамеской, а лобзиком. В результате наличник смотрится плоско и просто, хотя казалось бы – форма таже.
А этот просто чудесен! Находя такие экземпляры испытываешь неописуемый восторг! Таким можно любоваться часами. Конечно это не крестьянский дом с окраины города, а купеческий и стоящий в центре. Но ведь не смотря на то, что стоял он в центре, он сохранился! Значит сохранение деревянных домов вполне возможно и сейчас.
Конечно не обходится и без занятных наличников. Этот дом вполне жилой, но один из наличников выглядит вот таким образом.
Несмотря на хорошо сохранившиеся наличники, дома на которых они висят зачастую находятся весьма в плачевном состоянии. Сейчас, я знаю, в Томске действует городская программа по восстановлению деревянных домов. Но всех вероятно спасти не удастся. Поэтому возможно некоторые из этих наличников вполне могут кануть в Лету.
Томская кошка в томском окошке :)
Необычной формы окно. Из тысяч наличников, наверное всего два или три имели такую форму.
Кто-то поправил меня в том, что наличники Томска следует относить не к барокко, а к ампиру. Глядя на этот наличник, мне кажется, что он в чем-то прав. Хотя в целом я оставляю характеристику наличников Томска как барочных.
Вот и все тридцать два Томских наличника. Надеюсь, что вы в таком же восторге от них :)