Княгиня Тенишева, Талашкино и вокруг него

…Наутро еду в Талашкино снова.
Двадцать пять разноцветных туристических автобусов на уже знакомой парковке разбивают надежды на тишину: группы ярких туристов наперебой обсуждающие услышанное, гиды со штандартами-номерками, пытающиеся организовать хаос, звучащие то тут то там незнакомые языки — всё совсем не так, как было ночью…

Знакомые ворота распахнуты настежь, слева раскидистое дерево, из под которого я снимал этой ночью… Справа теремок… Тот же, но вместе с тем, совсем другой…

Интернет великая штука.
Вдохновлённый видом теремка я за ночь нашел статью Марии Заболотской «Мечта княгини Тенишевой», прочёл вслух, записал себе на диктофон — благо она не велика, и теперь, пока я хожу-снимаю, я слушаю, слушаю, слушаю… И представляю…
…

«Маша Пятковская, рождённая вне брака, не знавшая отца, отданная в гимназию то ли в пять, то ли в семь лет, связывавшая свои самые светлые минуты детства со сказками няни и… общением с картинами, заполнявшими стены гостиной… «Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины…». Она с детства любит историю, естественные науки, а учительница пения твердит ей о хорошем голосе…

В 16 молодой юрист делает ей предложение и она соглашается… Семья, дочка, муж оказывается человеком слабым, к тому же игроком… Мечты о чём-то большем… Она идёт на прослушивание к солисту Мариинского театра и он советует ехать учиться в Париж, в оперную студию Маркези. Решившись, она уже не слушает уговоров родни — впоследствии эта решимость и становится, как мне кажется, определяющей её чертой.

«Трудно описать, что я пережила, почувствовав себя свободной. Да, свободной… Задыхаясь от наплыва неудержимых чувств, я влюбилась во вселенную, влюбилась в жизнь, ухватилась за нее…». Маркези особенно интересуется ею. Однако не только музыкой живёт она в Париже: там берёт уроки изобразительного искусства, начинает изучать историю искусства, часы проводит за книгами и в музеях… Проявляется и ещё одна страсть — тяга ко всему древнему, всему, что несёт в себе чистые истоки проявления человеческого гения…

Но пока — Мария Клавдиевна возвращается в Россию, где её ждёт безденежье, двусмысленное положение в обществе, давление бывшего мужа и отсутствие всякой перспективы…»

Я перехожу к новой точке, ближе к Теремку, под тень яблонь. Здесь приходится довольно долго ждать, пока схлынет поток туристов, которые, кажется, только и ждали, чтобы я начал снимать. Но спешить некуда и я снова проваливаюсь в прошлое под свой собственный голос…

«… В трудный момент Марию разыскивает лучшая её подруга детства — Екатерина Святополк-Четвертинская. Поддерживает её, вдохновляет. К ней, в Талашкино, тогда имение Святополк-Четвертинской, в 18 километрах от Смоленска Мария приезжает, чтобы вместе открыть в Талашкине школу для крестьянских детей. «Мы ходили по избам, уговаривали мужиков отдать детей в учение, объясняя, что учить их будут не только грамоте, но и сельскому хозяйству»… Увлекшись устройством школы Мария начинает серьёзно изучать педагогику, наблюдает за тем, как в России поставлено образование. Про институт, где учится дочь она пишет: «Образование они выносят оттуда весьма сомнительное, их тянут из класса в класс, доводят до выпуска, но познания их равны нулю, и это за малым исключением. В этом огромном стаде живых существ все нивелируется, и хорошее и дурное. Индивидуальность забита формой, походкой, манерой до такой степени, что у них даже одинаковые почерки, а что живет под этой корой — все равно».

В это время, она знакомится с Вячеславом Николаевичем Тенишевым, князем и коммерсантом, занимающимся развитием железных дорог, строящим в Петербурге первый автомобильный завод… В 1900-м году Сергей Юльевич Витте — тогдашний министр финансов — назначает Тенишева комиссаром от России на Всемирной выставки в Париже в которой Мария Клавдиевна примет активное участие… Помимо прочего он прекрасно разбирается в музыке, играет на виолончели, постоянно учится…

Они переезжают под Брянск, где Мария становится попечителем единственной там школы. С удивлением наблюдая за чудесными изменениями, происходящими с детьми, ещё недавно слонявшимися по подворотням: «Передо мной стояли будущие люди, сознательно относящиеся к работе, с рвением, усердно взявшиеся за серьезное дело» — Мария Тенишева открывает еще несколько школ в окрестных сёлах, а параллельно борется за запрещение на заводе детского труда и учреждает благотворительное общество оказания помощи сиротам и вдовам…

Позже, когда Вячеслав Николаевич выходит из правления брянскими заводами, семья уезжает в Санкт-Петербург, где Мария тут же организует музыкальный салон, в котором бывали Чайковский, Скрябин, Арсеньев и многие другие известные композиторы и исполнители. Параллельно, она открывает студию для подготовки студентов в Академию художеств. Преподавать берется сам Репин и уже вскоре это место пользуется огромной популярностью, среди учеников студии, молодые тогда Иван Билибин, Ефим Честняков, Мстислав Добужинский, Зинаида Серебрякова…

Тогда же она становится одной из основательниц журнала «Мир искусства», открывает в Смоленске рисовальную школу, устраивает выставку своей коллекции картин, которую впоследствии передаёт Русскому Музею…
Тогда же, пополняя свою (ставшую впоследствии самой крупной) коллекцию предметов древнерусского прикладного искусства, она организует экспедиции в разные уголки России… В 1905-м году всю эту коллекцию она передаёт филиалу Московского археологического общества в Смоленске, предварительно построив там для неё отдельное здание… «С годами все чаще, все более и более русские древности останавливали мое внимание и все шире и шире открывался передо мной целый, до сих пор неведомый мне мир, и этот мир все сильнее приковывал меня к себе. Я вдруг почувствовала, что все это близкое, свое, родное. Любя страстно русскую природу, я в душе всегда была чисто русским человеком. Все, что касалось моей страны, меня глубоко трогало и волновало».

Талашкино становится ярким подтверждением этих слов.»
…
Неспешно, снимая детальки, я двигаюсь вокруг дома, дожидаясь пока в кадре не будет туристов. За Теремком обнаруживается высокий, внизу поросший лишь травой, холм, поднявшись на который, оказываешься на уровне крыши здания. Пристраиваю ноги штатива между сидящими, стоящими и лежащими с мольбертами художниками, и снова превращаюсь в слух: тем более речь, наконец заходит об имении Талашкино…

«…Тенишевы приобретают его в 1893 году. К этому времени Мария Клавдиевна уже известна в столичных кругах как талантливая певица, большая поклонница искусства, покровительница молодых художников… Как и в Петербурге, она быстро создает в талашкинском доме гостеприимную, творческую атмосферу, которая собирает здесь многих известных художников, музыкантов, ученых. Современники называют Талашкино маленькой русской Флоренцией, где мечтают о возрождении России.
И не только мечтают.

Не дожидаясь шагов на государственном уровне, Мария Тенишева ставит перед собой какую-то невероятную задачу: изменить образ жизни крестьянина, научить его по-новому относиться к земле. Для этого она приглашает из Петербурга знаменитого профессора ботаники Роберта Регеля (единственного тогда в России доктора садовоства), покупает хутор Фленово близ Талашкино, где решает создать сельскохозяйственную школу нового типа с образцовым учебным хозяйством. Там же, во Флёнове, создаётся образцовая пасека, музей пчеловодства и метеостанция… В сентябре 1895-го года открывается новая крестьянская школа, рядом с которой строится сказочный домик, украшенный резьбой и росписью — в нём библиотека и учительская.

Эскиз домика рисует художник и архитектор Сергей Малютин… известный нам по иллюстрациям к Пушкинским «Руслану и Людмиле», «О царе Салтане»… Знакомый всем ценителям русского модерна по любимому мной доходному дому Перцовой на набережной, рядом с Храмом Христа-Спасителя…

Из столицы и зарубежных поездок привозятся сюда лучшие книги, учебники, альбомы по искусству, журналы. Приезжающие во фленовскую школу удивляются чистоте и уюту, в которых здесь живут и учатся крестьянские дети…

Одной из жемчужин фленовской школы становится и детский балалаечный оркестр, прославившийся на всю Смоленщину. А причиной тому — известный музыкант, балалаешник, солист «Великорусского оркестра Андреева», Лидин, который, вдохновившись начинаниями княгини, переехал жить и работать в Талашкино…

Но не отпускает её и ещё одна давняя мечта — художественные мастерские в Талашкине.
Давно наблюдая за развитием искусства в Европе и России, активно участвуя в художественной жизни столицы, снискав славу мецената и покровителя всего нового, смелого, талантливого, сама Мария Клавдиевна все чаще и чаще обращается к судьбе русского национального искусства.
Ддля нее настает время осуществить свой давнишний замысел — возродить русский стиль, не подражая древности, а лишь вдохновляясь былинным, сказочным прошлым, воплотившимся в древнерусском искусстве: «…Каждая эпоха, каждое поколение, может внести что-то новое, сказать свое слово, но не копируя старины, а вдохновившись ею».

Возглавил художественные мастерские в Талашкино тот же Сергей Малютин и вскоре, одна за другой, открылись керамическая, вышивальная, красильная мастерские, мастерская мебели, художественной ковки и резьбы по дереву. Появляется здесь и первый музей «Русская старина».


«Талашкино совсем преобразилось. Бывало, куда ни пойдешь, везде жизнь кипит. В мастерской строгают, режут по дереву, украшают резную мебель камнями, тканями, металлами… …В другой мастерской девушки сидят за пяльцами и громко распевают песни. Мимо мастерской проходят бабы с котомками за пазухой: принесли работу или получили новую. Идешь — и сердце радуется».


Изделия мастерских быстро становятся знаменитыми: в Москве открывается их магазин «Родник». А чуть позже, после выставки русского прикладного искусства за границей, о талашкинских изделиях уже говорит вся Европа. Впоследствии Мария Тенишева скажет: «Мои талашкинские мастерские есть проба искусства русского. Если бы искусство это достигло совершенства, оно стало бы общемировым…»

В 1903-м году, в Талашкино приезжает Николай Рерих, ставший впоследствии настоящим другом Марии Клавдиевны, здесь часто бывает Михаил Врубель, Константин Коровин… Всё, что сделано здесь удивляет и восхищает не только знаменитых художников, но и многих других современников… »

…
Я снова спускаюсь с холма ближе к Теремку, касаюсь шершавых стен, жалею, что не могу дотянуться до дранки, на крыше… Туристов неожиданно совсем нет, художники, сидящие на холме, остались далеко позади, и я вдруг остаюсь один на один с бревенчатой стеной уходящей вверх, c расписным окошком.
Что-то настоящее есть в этом месте. Сказочное, мечтательное, но очень настоящее…
Я делаю несколько кадров резного крылечка, в последний раз бросаю взгляд на удивительный этот дом и, дослушивая историю княгини Марии Тенишевой, отправляюсь вглубь парка искать храм, который ей так и не довелось достроить……


«Пролетела буря, нежданная, страшная, стихийная… Затрещало, распалось созданное, жестокая, слепая сила уничтожила всю любовную деятельность… Школьных птенцов разнесла, мастеров разогнала…» 
Последние десять лет свой жизни Тенишева проводит в эмиграции, в небольшом имении Вокрессон, которое друзья назвали «Малое Талашкино». Здесь, уже тяжело болея, в маленькой мастерской на авеню Дюкен Тенишева она продолжает работать над эмалями, зарабатывая на жизнь собственным трудом. Её эмали высоко ценятся и расходятся по многим музеям и частным коллекциям…

Спустя годы, пережив горечь разочарований и утрат, Тенишева пишет: «Я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и пользы. Нужно отбросить личную вражду, обиды, вообще всякую личную точку зрения, все это сметется со смертью моих врагов и моей. Останется созданное на пользу и служению юношеству, следующим поколениям и родине. Я ведь всегда любила ее, любила детей и работала для них как умела…»


PS. Талашкино и сегодня ждёт вас. Поезжайте не раздумывая.
PS2. На то, чтоб заказать календарь с наличниками со всей страны осталось три дня. 
Ссылка вот:  https://planeta.ru/campaigns/nalichniki2019




#ВПоискахНаличников #Талашкино #СмоленскаяОбласть #ДомоваяРезьба #nalichniki #наличники






#ВПоискахНаличников #Талашкино #СмоленскаяОбласть #ДомоваяРезьба #nalichniki #наличники

Автор: ivan_hafizov

Основатель виртуального музея резных наличников