Вообще-то первое упоминание о поселении на месте современного города Иваново относится к 1328-му году, а в 1561-м году Иваново уже было селом.
Связи между возрастом города и сохранностью деревянных изб и наличников на них, я пока не вижу – гораздо важнее оказывается чем жил город в последние пятьдесят лет.
Однако в тайне конечно я надеялся, что мой город-тезка все же порадует нашу экспедицию, тем более, что, кроме меня – Ивана, оператором съемочной группы, поехавшей в составе экспедиции в Ивановскую область, был также Иван (Германов)
И надежды мои оправдались!
Ивановские наличники конечно более разнообразны, нежели можно представить в одной мозаике-коллекции. Однако больше всего попадалось именно таких – вытянутых вертикально, ярко крашенных наличников, с преобладающей нижней частью в виде раскосых полотенец-юбок. Поэтому именно их я и собрал в мозаику. Поскольку возможно именно эти узоры и были основными в Иваново до слияния города с окрестными селами.
Продолжая классификацию наличников, опишу:
По наличию ставень – безставенные;
Преобладающий вид резьбы – накладная, прорезная.
По возрасту – старше 60 лет.
Количество цветов покраски – в один цвет. Иногда в два, но реже.
По принадлежности к стилю – не определены.
По сложности исполнения – 2-3, средние.
Если говорить о соответствии ожиданий города – то Иваново очень сильно отличалось от тех картинок, что я рисовал себе. Видимо средний род названия заставлял меня представлять купола церквей и утопающие в зелени двух-, ну максимум трехэтажные дома.
На деле – все совсем по другому.
Полмиллиона жителей, широченные проспекты, каменные многоэтажки, кипящие вечерней жизнью торговые центры, общественный транспорт с пробками – в общем все атрибуты большого города.
Поэтому за деревянными домами пришлось ехать на окраину Иванова, а за вышеописанным пасторальным пейзажем – в Кинешму и Шую.
1.
Одна из тех задачек, которую мне приходится решать после съемки деревянных наличников в городе – это отбор. Первая стадия отбора наличников конечно проходит во время съемки. Ведь не все же подряд окошки фотографировать (хотя в некоторых городах приходится делать даже так – до тех пор пока поймаешь какие-то тенденции и особенности в домовой резьбе).
2.
Потом, при разборе снимков дома, может оказаться, что кроме парочки элементов резьбы, которые ты разглядел еще во время съемки есть и другие, не замеченные ранее. Тогда начинаешь сортировать наличники – по частоте использования прорезного полотенца в подоле наличника например – как здесь, в Иваново. Или по равномерности распространения по территории города – ведь если наличник какого-то типа встречается локально – то скорее всего здесь было село, которое вобрал в себя город, и это традиция деревянной резбы этого села, а не города в целом.
3.
Вот примерно так из двух сотен снятых в Иваново наличников выделились эти 32.
Которые показывают – как в целом выглядят резные окна Иваново и чем они отличаются от окрестных городов.
4.
Впрочем все эти слова только отвлекают от самих наличников и наслаждения этой к сожалению-таки уходящей красотой.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
В конце повествования хочу добавить, что:
во-первых – именно в Иваново снимались несколько эпизодов фильма “Иваново окно“;
а во-вторых – прямо сейчас, под покровом ночи, готовится к печати третий набор открыток “Наличники России” в продолжение к первому и второму. И в него войдут как раз Ивановские наличники;
И если про даты выхода открыток в свет могу сказать только приблизительно, что это будет сентябрь, то фильм вы можете посмотреть уже сейчас.
А следующим городом, наличники которого вы увидите – будет Мичуринск Тамбовской области. И если вы там не были – готовьте удивление!
Остаюсь всегда ваш,
Фотограф, Иван Хафизов!