Довольно просто было выбрать город, наличники которого я покажу вам в этот раз. После Михайлова – что не покажи – все будет просто шедевром. Тем более, если речь идет об Ивановской области, где действительно сохранилось просто невероятное количество деревянных чудес.
Кинешма по-настоящему древний город: у нас принято считать возраст города по первому упоминанию в письменных источниках, а Кинешма упоминается в 1429-м году впервые. Правда в отличие от многих других городов она упоминается уже как разрушенный татарами город. То есть город совершенно точно старше этой даты.
Не скажу, что я всерьез верю в зависимость найти связь между возрастом городов и сохранностью в них большого количества интересных наличников – все конечно же гораздо сложнее, однако из городов Ивановской области, больше всего мне хотелось именно в Кинешму. Отчасти потому, что находится она в дальнем от Москвы углу Ивановской области, а отчасти потому, что в ее названии мне всегда мерещилось что-то сказочное. И надо сказать, что Кинешма действительно сказочная. Хотя и не в самом углу, как мне казалось когда-то.
Не в самом углу – потому, что дальше Кинешмы оказался совсем небольшой Юрьевец, который каким-то неведомым образом остался в моем сердце…
А Сказочная – потому, что когда фотографируешь наличники, когда ходишь по городу в поисках интересных деревянных домов часто происходит так – сначала ты снимаешь десятка полтора наличников подряд, пытаясь поймать, понять местную традицию – какие чаще встречаются, какие здесь цвета, какие завитки и на каком месте расположили местные резчики… Словом пытаешься охватить, представить мозаику, которую покажешь потом всем. И после пятнадцатого-двадцатого наличника это понимание приходит почти всегда – не важно пришлось ли за ними бегать два дня, или это были дома на двух сторонах одной улицы.
Однако это как правило.
В Кинешме же этого так и не произошло. Ни после двадцатого, ни после сорокового, ни после шестидесятого снятого наличника. Нечто подобное уже было со мной в Коврове, где я сфотографировал две сотни наличников отчаявшись понять чем они отличаются от окрестных городов. Однако там мне в конце концов удалось как-то вычленить признаки Ковровского наличника, отличающие их от других. Здесь же в Кинешме мне признаться этого так и не удалось.
Хотя наметки все же есть.
Поскольку наличники с такими навершиями не встречались в других городах Ивановской (да и соседних) областей (по крайней мере пока), могу предположить, что узкие полукруглые навершия – это одна из отличительных черт наличников Кинешмы.
Хотя с другой стороны – слишком мало таких наличников, чтобы они формировали лицо города. Поэтому это и не заметно сразу, как во многих других городах.
1.
Этот наличник сейчас заключает в себе стеклопакет, а когда-то он горел, и возможно, был в нескольких минутах от гибели.
2.
Совершенно замечательный наличник. Меня как ребенка восхищают и радуют многоцветные наличники.
Красить деревяшку обрамляющую окно пятью разными цветами бессмысленно, сложно и долго.
Но красиво!
3.
А хозяева этого дома – полная противоположность предыдущих – решили не красить наличник вовсе.
И тут открылась потрясающая особенность сквозной резьбы – она великолепна и так и эдак.
4.
Я хоть и езжу за наличниками исключительно осенью и весной, но не все листья успевают опасть к приезду. Поэтому этот наличник видно не целиком. Зато корабль в окне отлично запускает фантазию…
5.
6.
7.
8.
9.
Наличники с таким навершием гораздо более характерны для Ярославской области. Чем-то они похожи на Мышкинские. Хотя и отличаются от них тоже существенно.
10.
11.
12.
13.
Очень интересный наличник “с задранными ушками”. Здесь их всего парочка. А хотелось бы найти их родину и посмотреть на развитие этой темы.
14.
Рамы не белого цвета – это как правило послевоенное народное творчество. Этот наличник (и дом) не исключение. Правда непонятно мне до сих пор – отчего народные умельцы в советское время делали наличники более менее похожие на соседей, а сейчас делают совершенно непохоже и из-за этого они часто выбиваются и далеко не всегда в лучшую сторону.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
А это чудной такой наличник. Сказали, что ему что-то около 120 лет.
Судя по рамам с маленькими окошкам снизу – вполне похоже на правду. А все ж верится с трудом: как-то грубоват. Впрочем всякое бывает.
21.
Я вас тут с наличниками пока оставлю, а как досмотрите до конца еще кое-что расскажу.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Во-первых расскажу вам, как там с классификацией продвигается. Итак резные деревянные наличники Кинешмы Ивановской области:
По наличию ставень: без ставень;
По преобладающему виду резьбы: сквозная резьба;
Возраст: старше ста лет;
Количество цветов покраски – где в один, а где и в пять цветов. В среднем наверное – в два цвета.
По принадлежности к стилю – не определены (наверное надо выкидывать эту графу, все равно большинство наличников никак не классифицируются пока)
По сложности исполнения – 4
Во-вторых, если кто не видел, в Кинешме снималась часть фильма про коллекцию наличников – о том как она собирается, зачем она нужна и сколько еще осталось.
А в третьих – всем, кому нравятся наличники, предоставляется возможность обзавестись открытками с их изображением. Запись на третий набор уже началась!
Вот на этом наверное уже все.
Остаюсь всегда ваш,
фотограф Иван Хафизов.
А нет!
Следующим городом, через неделю, будет Юхнов Калужской области! Не уходите далеко!
Вот теперь – все.